Сегодня поговорим про ITIL, базовые понятия и что полезного там можно найти.
Целевой потребитель
Для кого будет полезна ITIL:
- Руководитель IT департамента/отдела
- Любой IT специалист (для общей IT грамотности)
- Сотрудники, ответственные за реализацию стратегии развития компании
- Сотрудники, отвечающие за формирование организационной структуры
Базовые определения
ITIL (Information Technology Infrastructure Library ) – это Библиотека, а именно набор книг – 5-7 томов с описанием оптимизированных процессов различных IT сервисов, так называемый best practice, сформированный по результатам обследования государственных, коммерческих, общественных организаций.
Казалось бы, раз описан best practice, то значит есть описанные полностью процессы – бери, да и внедряй!
Но все не совсем так.
ITIL – это больше шпоргалка-помощник, которая подскажет направление и основные пункты при описании собственных процессов.
Адаптированный перевод ITIL – это библиотека по организации инфраструктуры IT подразделений, или организации работы подразделений по информационным технологиям.
Разработали библиотеку ITIL еще в 80х годах по заказу британского правительства. С тех пор книги развивались, дополнялись и переиздавались.
И по сей день данное направление активно развивается и дополняется. На основе библиотеки ITIL даже был создан международный стандарт ISO 20000.
Есть схожий с ITIL пакет открытых документов, международных и национальных стандартов по управлению IT – CobiT (Control Objectives for Information and Related Technologies). Детально на нем останавливаться не будем.
Еще есть такое понятие как IT Service Management (ITSM) –управление IT сервисами, здесь описываются подходы управления и организации IT услуг.
Понятия ITIL и ITSM часто объединяют, хотя на самом деле, ITSM это подход к управлению, а ITIL это библиотека, которая в том числе отражает и подход ITSM. Видимо поэтому эти понятия иногда объединяют.
ITSM нацелено на оптимальное сочетание людей, процессов, информационных технологий. Основной акцент идет не на процессах и технологиях, а на удовлетворенности потребителей сервисов, на удовлетворенности клиентов.
Потребителями могут быть как сотрудники самой организации, так и внешние клиенты, в случае если компания предоставляет услуги на аутсорс.
Из чего состоит ITIL?
Библиотека ITIL переиздавалась несколько раз, при этом ее структура кардинально менялась, в качестве примера можем сравнить 2ю и 3ю редакции, которые содержат разные количества томов и имеют разные структуры, например:
Связанные статьи
ITIL. Основной подход и процессы ITSM. Часть 2
ITIL. Проекты и перспективы развития. Часть 3
loading...
Один комментарий к статье “ITIL. Термины и общее назначение. Часть 1”