В рамках работы с системами электронного документооборота (СЭД) столкнулась с проблемой, что на текущий момент рынок предлагает огромное количество СЭД, реализующих в целом схожие задачи!
Но как выбрать из такого разнообразия наилучшую систему конкретно для вас, и как вообще среди них осуществлять выбор?! Ведь обзоры решений так похожи.. А решаемые задачи и подзадачи могут быть разными..
Мной была разработана система критериев оценки СЭД, из которой наглядно видны конкретные преимущества и недостатки систем при проведении их сравнительного анализа. Данные критерии ни коем образом не претендуют на стандартный набор критериев оценки СЭД, но лично для меня оказались достаточно удобным средством, которым я пользуюсь и по сей день..
Сгруппировав критерии, были выделены следующие наборы критериев оценки СЭД:
- Доступ к СЭД;
 - Основной функционал;
 - Вспомогательный функционал;
 - Безопасность;
 - Интеграционные возможности;
 - Местоположение компании- вендора;
 - Средства обмена данными.
 - Поддержка обучения;
 - Временные показатели;
 - Технические возможности:
- Возможные средства разработки;
 - Поддержка различных ОС;
 - Тип поддерживаемой СУБД.
 
 - Стоимостные показатели.
 
Далее рассмотрим, что данные группы критериев оценки СЭД в себя включают.
Доступ к СЭД:
- Возможность работы СЭД через Интернет;
 - Возможность работы СЭД в стационарном режиме;
 - Возможность удаленной работы пользователя (КПК).
 
Основной функционал:
- Входящие документы;
 - Исходящие документы;
 - ОРД;
 - Внутренние документы;
 - Служебная переписка;
 - Договора;
 - Архив;
 - Поддержка коллективной работы и создания документов;
 - Формирование заданий и поручений;
 - Контроль исполнения заданий и поручений;
 - Возможность проведения конференций;
 - Полнотекстовый поиск.
 
Вспомогательный функционал:
- Наличие встроенных механизмов проверки орфографии;
 - Возможность описания бизнес-процессов с помощью нотаций (IDEF, ARIS, UML). И интеграция этого модуля с СЭД;
 - Построение графической карты маршрутизации документов;
 - Встроенные средства перевода с иностранных языков;
 - Средства автоматической генерации файлов форматов PDF и HTML из любых хранимых данных;
 - Средства интеграции с MS Word, формирование шаблонов документов (робоворд);
 - Наличие макетов отчетов;
 - Поддержка иерархических справочников;
 - Использование системы напоминаний по e-mail;
 - Использование системы напоминаний по sms;
 - Поддержка версионности документов;
 - Механизм контроля повторного ввода документов;
 - Встроен генератор отчетов Business Objects Crystal Reports XI.
 
Безопасность:
- Поддержка ЭЦП;
 - Возможность шифрования данных;
 - Поддержка системы бэкапирования, работы в кластере;
 - Аудит всех действий пользователей СЭД;
 - Способ защиты аппаратный;
 - Способ защиты программный;
 - Способ защиты программно-аппаратный;
 
Интеграционные возможности:
- Программные интерфейсы API;
 - Интеграция с офисными приложениями MS Office;
 - Интеграция с программами электронной почты MS OutLook;
 - Интеграция с программами электронной почты LotusNotes;
 - Интеграция с программами электронной почты Novell GroupWise;
 - Интеграция с программами электронной почты (другие);
 - Интеграция с Active Directory;
 - Интеграция с КриптоПро;
 - Интеграция с ЛанКрипто;
 - Интеграция с Сигнал – КОМ;
 - Интеграция с базовым криптопровайдером Microsoft (CSP);
 - Интеграция с Тумар CSP (Республика Казахстан);
 - Интеграция с Энигма (Республика Беларусь);
 - Интеграция с Авест (Республика Беларусь);
 - Интеграция с UNICERT-ГОСТ;
 - Интеграция с VSER PKI;
 - Интеграция с MS SharePoint Server;
 - Интеграция с ERP системами;
 - Интеграция с автоматизированными банковскими системами (АБС);
 - Интеграция с CRM системами;
 - Интеграция с системами SAP;
 - Интеграция с CAD/CAM системами;
 - Интеграция с AutoCad;
 - Интеграция с OpenOffice.org;
 - Интеграция с SAP Crystal Reports;
 - Интеграция с системами гарантированной доставки сообщений IBM WebSphere MQ Series и MSMQ;
 - Поддержка LDAP;
 - Поддержка ИС 1С
 
- Средства обмена данными:
- Обмен данными через XML;
 - Обмен данными через OLE;
 - Обмен данными через web-сервисы;
 - Обмен данными через File Oriented Application.
 
 
Местоположение компании- вендора:
- Офис компании вендора находится в Москве.
 
Поддержка обучения:
- Наличие инструментов для дистанционного обучения пользователей;
 - Наличие обучающих курсов по работе с программой;
 - Наличие обучающих курсов по настройке программы.
 
Временные показатели:
- Срок предоставления демо-версии;
 - Срок обновления ПП;
 - Срок обслуживания уже приобретенного ПП.
 
Технические возможности:
- Отсутствие программных ограничений по объему хранимых документов;
 - Штрих-кодирование печатных документов;
 
- Возможные средства разработки:
- XML;
 - XSLT;
 - DOM;
 - COM;
 - SAX2;
 - DTD;
 - VB;
 - ODMA;
 - WFMC;
 - J2EE;
 - JAVA;
 - HTML;
 - MICROSOFT VISIAL BASIC;
 - C, C++.
 
 
- Поддержка различных ОС:
- Windows 2000/2003/XP/Vista
 - SUN Solaris;
 - HP Unix;
 - Linux;
 - AIX;
 - MCBC.
 
 
- Тип поддерживаемой СУБД:
- Microsoft SQL;
 - Oracle;
 - DB2;
 - Sybase.
 
 
Стоимостные показатели:
Перед оценкой стоимости определяется базовый набор необходимого функционала, после чего, каждая компания по внедрению системы сможет дать вам оценку по необходимому набору лицензий, стоимости и срокам внедрения.
Оценка лицензионной политики в рамках данного обзора не рассматривается, т.к. как показала практика, набор лицензий и их использование – у каждого поставщика СЭД индивидуальный, и сравнению, на мой взгляд, не подлежит.
От себя хочу заметить, что хотя по общей функциональности большинство СЭД одинаковы (естественно, у каждого представителя могут быть свои дополнительные преимущества), но на что абсолютно точно нужно уделить внимание, это на объем хранимых документов. Если объем хранимых данных в Компании не существенен, то, возможно, и самая простая по функциональности СЭД сможет удовлетворить необходимые потребности! А вот если объем велик, то к подбору системы электронного документооборота нужно подойти более серьезно.
Если у вас есть комментарии и предложения по дополнительным критериям и группировкам существующих критериев оценки – будем рады видеть Ваши предложения в комментариях к данной статье!
————
Автор: Рожкова Елена
loading...

Рожкова Елена
Ведущий специалист
Проектирование и описание бизнес процессов, сайтов, порталов и систем электронного документооборота