Главная » Бизнес процессы » Управление проектами. Процессы. Документация.
Ноя
11

Пройдемся немного по определениям:

  • Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов (руководство PMBOK)
  • Управление проектами – это приложение знаний, навыков, инструментов и методов к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту.(руководство PMBOK)

Если управление проектом рассматривать как процесс, то он состоит как из процесса формирования самого программного продукта, так и вспомогательных процессов, обеспечивающих качественную реализацию проекта.


Основной процесс формирования программного продукта

Про типы моделей жизненного цикла программного продукта углубляться не будем, возьмем типовые этапы и в качестве примера каскадную модель (в жизни она редко используется, чаще встречается прототипирование и спиральная модели в различных вариациях).

Основные этапы процесса создания программного продукта:

  • Формализация основных требований
  • Аналитика
  • Проектирование и разработка
  • Внедрение
  • Эксплуатация и сопровождение
  • Вывод из эксплуатации


Каждый из этапов, в зависимости от комплектации проектной команды и принятых политик взаимодействия, может быть представлен как самостоятельный подпроцесс.

Небольшое лирическое отступление от темы. Еще есть типичный процесс для организаций с низкой степенью подготовки, встречается как среди Заказчиков, так и среди Исполнителей. С одной стороны ситуация комична, с другой трагична – т.к. «в жизни» такое действительно встречается:

  • Фаза 1- Начало работ над проектом
  • Фаза 2 – Дикий энтузиазм
  • Фаза 3 – Разочарование
  • Фаза 4 – Хаос
  • Фаза 5 – Поиск виновника
  • Фаза 6 – Наказание не виновных
  • Фаза 7 – Поощрение посторонних лиц
  • Фаза 8 – Определение потребностей

В случае, если есть подозрения что ваша компания относится именно к этой категории, рекомендую заранее продумать все зоны риска и максимально их предусмотреть при планировании проекта.

Ну а теперь продолжим =)


Вспомогательные процессы
 

Перечень процессов необходимых в рамках управления проектом:


  • Планирование проекта (ресурсы, сроки, бюджет, составление графика, выбор метрических показателей)
  • Мониторинг и контроль хода реализации проекта (в рамках процесса осуществляется отслеживание хода проекта, оценка альтернатив хода проекта, управление требованиями, оценка бюджета, оценка трудозатрат, контроль показателей проекта)
  • Управление субподрядчиками
  • Управление рисками
  • Управление качеством продукта
  • Управление командой проекта (подбор команды, оценка загрузки и производительности)
  • Управление вопросами интеллектуальной собственности
  • Управленческая отчетность и документирование

Каждый из процессов также может быть представлен как самостоятельный подпроцесс и рассматриваться отдельно.


Применение стандартов
 

При управлении проектами необходимо понимание и применение различных промышленных стандартов.

Например, могут быть полезными промышленные стандарты в процессе разработки ПО:

  • Институт управления проектами, PMI
  • Американское общество обеспечения качества, ASQ
  • Институт инженеров по электротехнике и электронике, IEEE
  • Международная организация по стандартизации, ISO
  • Американский национальный институт стандартов, ANSI
  • Национальный институт стандартов и технологий, NIST
  • Институт программного инжиниринга, SEI

Документирование
 

Документирование необходимо на каждом из этапов процесса, при этом наименование и комплектность документов могут различаться в зависимости от принятых в компании политик.

В качестве примера, приведу возможный перечень проектных документов:

 

По основному процессу создания программного продукта:
  • Формализация основных требований

 

  • Концептуальный проект
  • Технические требования
  • Аналитика

 

  • Техническое задание
  • Проектирование и разработка
  • Спецификация на оборудование
  • Спецификация на программного обеспечение
  • План тестирования
  • Отчеты, протоколы

 

  • Внедрение
  • Программа и методика испытаний
  • Документация предоставляемая пользователям (руководства пользователя, администратора и т.д.)
  • Отчеты, протоколы

 

  • Эксплуатация

 

  • Сопровождение
  • Акт приемки- передачи

     

  • Журнал учета обращений
  • Вывод из эксплуатации
  • Отчеты, протоколы

 

 По вспомогательным процессам, необходимым для управления проектом:

  • Планирование проекта
  • Управление рисками
  • Управление качеством продукта
  • План проекта
  • Устав проекта
  • План управления рисками (иногда включают в устав проекта или договор)
  • Договорные документы
  • Управление командой проекта
  • Мониторинг и контроль хода реализации проекта
  • Учет и отчетность по фактически отработанному времени по проекту
  • Система мотивации
  • Управление субподрядчиками
  • Планы графики
  • Договорные документы
  • Протоколы
  • Акты
  • Управление вопросами интеллектуальной собственности
  • Сопроводительная документация
  • Управленческая отчетность и документирование
  • Отчетность

 

Перечень документации может быть различным, некоторые документы объединяют и используют на различных этапах проекта. В статье, перечень документов приведен для примера и демонстрации достаточного объема документооборота в проектной деятельности.

GD Star Rating
loading...
Управление проектами. Процессы. Документация., 5.0 out of 5 based on 3 ratings

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

, ,

2 комментария к статье “Управление проектами. Процессы. Документация.”

  1. Апрель 17th, 2017 at 09:48 | #1

    Очень коротенький обзор, а где можно узнать подробнее об этом?

Добавить ответ