Пройдемся немного по определениям:
- Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов (руководство PMBOK)
- Управление проектами – это приложение знаний, навыков, инструментов и методов к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту.(руководство PMBOK)
Если управление проектом рассматривать как процесс, то он состоит как из процесса формирования самого программного продукта, так и вспомогательных процессов, обеспечивающих качественную реализацию проекта.
Основной процесс формирования программного продукта
Про типы моделей жизненного цикла программного продукта углубляться не будем, возьмем типовые этапы и в качестве примера каскадную модель (в жизни она редко используется, чаще встречается прототипирование и спиральная модели в различных вариациях).
Основные этапы процесса создания программного продукта:
- Формализация основных требований
- Аналитика
- Проектирование и разработка
- Внедрение
- Эксплуатация и сопровождение
- Вывод из эксплуатации
Каждый из этапов, в зависимости от комплектации проектной команды и принятых политик взаимодействия, может быть представлен как самостоятельный подпроцесс.
Небольшое лирическое отступление от темы. Еще есть типичный процесс для организаций с низкой степенью подготовки, встречается как среди Заказчиков, так и среди Исполнителей. С одной стороны ситуация комична, с другой трагична – т.к. «в жизни» такое действительно встречается:
- Фаза 1- Начало работ над проектом
- Фаза 2 – Дикий энтузиазм
- Фаза 3 – Разочарование
- Фаза 4 – Хаос
- Фаза 5 – Поиск виновника
- Фаза 6 – Наказание не виновных
- Фаза 7 – Поощрение посторонних лиц
- Фаза 8 – Определение потребностей
В случае, если есть подозрения что ваша компания относится именно к этой категории, рекомендую заранее продумать все зоны риска и максимально их предусмотреть при планировании проекта.
Ну а теперь продолжим =)
Вспомогательные процессы
Перечень процессов необходимых в рамках управления проектом:
- Планирование проекта (ресурсы, сроки, бюджет, составление графика, выбор метрических показателей)
- Мониторинг и контроль хода реализации проекта (в рамках процесса осуществляется отслеживание хода проекта, оценка альтернатив хода проекта, управление требованиями, оценка бюджета, оценка трудозатрат, контроль показателей проекта)
- Управление субподрядчиками
- Управление рисками
- Управление качеством продукта
- Управление командой проекта (подбор команды, оценка загрузки и производительности)
- Управление вопросами интеллектуальной собственности
- Управленческая отчетность и документирование
Каждый из процессов также может быть представлен как самостоятельный подпроцесс и рассматриваться отдельно.
Применение стандартов
При управлении проектами необходимо понимание и применение различных промышленных стандартов.
Например, могут быть полезными промышленные стандарты в процессе разработки ПО:
- Институт управления проектами, PMI
- Американское общество обеспечения качества, ASQ
- Институт инженеров по электротехнике и электронике, IEEE
- Международная организация по стандартизации, ISO
- Американский национальный институт стандартов, ANSI
- Национальный институт стандартов и технологий, NIST
- Институт программного инжиниринга, SEI
Документирование
Документирование необходимо на каждом из этапов процесса, при этом наименование и комплектность документов могут различаться в зависимости от принятых в компании политик.
В качестве примера, приведу возможный перечень проектных документов:
По основному процессу создания программного продукта: | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По вспомогательным процессам, необходимым для управления проектом:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перечень документации может быть различным, некоторые документы объединяют и используют на различных этапах проекта. В статье, перечень документов приведен для примера и демонстрации достаточного объема документооборота в проектной деятельности.
loading...
Очень коротенький обзор, а где можно узнать подробнее об этом?