Вводная. Общее описание типовых процессов в компаниях
Любая компания состоит из множества бизнес-процессов: начиная от стратегического и финансового управления до детального планирования производственных процессов и управления качеством производимых товаров/услуг.
В каждой компании своя степень формализации процессов.
В некоторых компаниях процессы не формализованы и работают «по наитию», а в некоторых формализованы и разработаны жесткие регламенты с выделением этапов работы, должностных обязанностей и зон ответственности.
Все зависит от размера компании, объема работы и необходимой степени контроля.
Для достижения успеха компании, быстрой адаптации к изменяющемуся рынку, обеспечению качества работы и скорости предоставления услуг необходимо контролировать деятельность компании, как в оперативной, так и в долгосрочной перспективе.
Любому руководителю компании и уж тем более собственнику бизнеса необходимо понимать результативность деятельности компании и ее сотрудников. При этом нельзя забывать, что помимо повседневных «текущих» задач, также необходимо выполнять задачи направленные на достижение стратегических целей компании.
Стратегические цели компании могут быть описаны как в укрупненном виде, так и проработаны детально. В любом случае, любые цели должны быть измеримы и реализуемы.
Для реализации и отслеживания финансовых и не финансовых показателей достижения стратегических целей обычно используют систему сбалансированных показателей (Balanced ScoreCard, BSC), которая в свою очередь использует набор показателей KPI для измерения результатов деятельности и степени достижения поставленных целей.
KPI. Общее описание
Согласно стандарту системы менеджмента качества (ISO 9000:2008. Quality management systems. Fundamentals and vocabulary):
KPI (Key performance indicators) – это ключевые показатели эффективности и результативности, при этом эффективность определяется как соотношение затраченных ресурсов и достигнутых результатов, а результативность как степень достижения запланированных результатов.
Система KPI применима в любой сфере деятельности и ориентирована на руководство компании для отслеживания эффективности и результативности деятельности.
Внедрение системы KPI в компании позволит:
-
Управлять результативностью компании в целом и контролировать достижение стратегических целей компании
-
Осуществлять оценку работы компании, подразделений, конкретных сотрудников в оперативной и долгосрочной перспективе
-
Выявить закономерности развития как бизнеса в целом, так и отдельных бизнес- процессов
-
Обеспечить мотивацию сотрудников на достижение стратегических целей компании
-
Повысить лояльность сотрудников и обеспечить эффективную систему оплаты труда
-
Повысить лояльность клиентов и удовлетворенность качеством предоставляемых товаров/услуг
-
Снизить стоимость бизнес процессов и себестоимость продуктов
Классификация показателей KPI
Ключевые показатели принято разделять на запаздывающие и опережающие.
-
Запаздывающие показатели = результирующие. Используются для мониторинга результатов деятельности и достижения поставленных целей по окончании отчетного периода. Именно они задают стратегическое направление деятельности, то, чего компания хочет добиться по окончании отчетного периода.
-
Опережающие показатели = оперативные. Опережающие используются для мониторинга оперативной деятельности сотрудников для дальнейшего достижения Запаздывающих показателей, т.е. показателей по достижению поставленных целей по окончании отчетного периода.
Требования к показателям KPI
Показатели могут разрабатываться в привязке к целям организации, к целям подразделений, к бизнес-процессам, к функциям и зонам ответственности сотрудников в соответствии с их должностными инструкциями.
Для компаний работающих по различным бизнес- направлениям, по каждому бизнес- направлению разрабатывается своя группа KPI показателей. Например, таким образом можно отслеживать деятельность филиалов и соответствие их целям компании в целом.
При разработке любого показателя необходимо фиксировать ответственное лицо, отвечающее за реализацию данного показателя. Если показатель в целом по компании, ответственным лицом может быть назначен генеральный директор, который в свою очередь распишет более детальные цели и задачи для своих подчиненных сотрудников. Аналогично по целям подразделений.
Основные требования к показателям:
-
Показатели должны стимулировать работу сотрудника
-
Показатели должны быть четко определены и измеримы
-
Показатели должны быть реальны и достижимы
-
Показатели должны быть распределены в соответствии с зонами ответственности сотрудников
При разработке KPI рекомендуется использовать не более 10 ключевых показателей, что позволит исключить перегрузки руководства по планированию и отслеживанию показателей. Для мотивации сотрудников принято использовать 3-5 показателей KPI.
Процесс разработки и внедрения системы KPI
Разработка системы показателей KPI осуществляется комплексно для всей компании в целом и состоит из этапов:
-
Инициация проекта
-
Разработка методологии
-
Разработка системы KPI
Инициация проекта
Любой проект начинается с инициации: предварительного обследования, оценки целесообразности, согласования и утверждения проекта, формирования ответственных лиц и комплектования проектной команды.
Разработка методологии
Для разработки KPI необходимо разработать методологию, обеспечивающую соответствие KPI целям компании и организационной структуре.
При разработке методологии осуществляется:
-
Формализация и оптимизация организационной структуры
-
Определение перечня должностей, для которых будет использоваться система KPI
-
Определение ключевых показателей KPI, порядка их расчета и весов с учетом стратегических целей компании и утвержденной мотивационной модели
-
Определение форм отчетности
-
Формирования регламента планирования, исполнения и контроля KPI
-
Разработка, согласование и утверждение мотивационной модели для выбранных должностей с учетом KPI
Результатом этого этапа будет проработанная методология с разработанными показателями KPI и регламентирующими документами.
Разработка системы KPI
Для мониторинга и контроля деятельности компании необходимо создание единой информационной системы.
Основные этапы разработки, настройки и внедрения системы KPI:
-
Написание технического задания
-
Разработка и настройка системы
-
Тестирование системы
-
Обучение пользователей
-
Ввод системы KPI в эксплуатацию
Результатом этапа будет формирование единой системы KPI, обеспечивающей единое хранилище управленческих показателей, сбор и анализ KPI по компании.
Примеры показателей для оценки результатов работы
В зависимости от целей компании, при разработке KPI показателей используют различные подходы, но можно выделить общий принцип разработки показателей: вначале определяем бизнес цель, а потом уже формируем показатели.
В качестве примера рассмотрим цель компании: С 01.01.2014 по 31.12.2014 ежемесячно увеличить объем продаж на 10%. Таким образом, сразу формируются показатели для Сотрудника отдела продаж:
Показатель |
Расчет |
Комментарий |
Плановый объем продаж на текущий месяц |
Фактический объем продаж прошлого месяца + 0,1 (10%) * Фактический объем продаж прошлого месяца
|
Используется также для того, чтобы сотрудник видел фактическое целевое значение выполнении плана продаж на период |
Фактический объем продаж по результатам отчетного месяца |
Вычисляется либо вручную, либо автоматически
|
|
Коэффициент % увеличения объема продаж (ежемесячно) |
(Фактический объем продаж по результатам отчетного месяца * 100% / Плановый объем продаж на текущий месяц) – 100 %
|
Получаем фактический коэффициент % увеличения/уменьшения объема продаж |
Ежемесячная оценка выполнения плана продаж |
Если Коэффициент % увеличения объема продаж > либо = 10% |
Цель выполняется в соответствии с нормативом, сотруднику начисляется премия |
Если Коэффициент % увеличения объема продаж < 10% |
Цель не выполняется. Необходимо выяснять и устранять причины не выполнения плана. |
Примеры возможных показателей:
Ответственное лицо | Показатель | Цель |
Топ-менеджеры, руководители | EBIT (earnings before interest and tax), Прибыль до уплаты налогов и процентов | Увеличение прибыли компании, оценка рентабельности бизнеса, система мотивации руководства |
Gross profit, уровень прибыльности, отношение валовой прибыли к общему объему продаж | ||
Менеджеры | Количество новых клиентов за период | Выполнение плана продаж, мотивация, расчет премий |
Средний объем продаж
|
||
Средняя сумма чеков | ||
Отсутствие отказов по заказам | Повышение лояльности клиентов, повышение качества обслуживания, повышение объема продаж, мотивация, расчет премий | |
Сотрудник отдела кадров (HR подразделение) | Коэффициент оттока кадров, отношение числа уволенных сотрудников к общему среднесписочному числу сотрудников за период
|
Уменьшение оттока кадров, мотивация, расчет премий |
Сотрудники компании | Эффективность сотрудника по перечню оперативных и долгосрочных задач | Повышение эффективности работы каждого сотрудника компании
|
Для дальнейшей оценки показателей используется отношение план/факт.
Какие системы обычно поддерживают контроль показателей
Для управления эффективностью компании осуществляют оптимизацию и автоматизацию бизнес процессов, внедряют CRM, SCM, EAM, PLM и ERP решения, которые также позволяют рассчитывать бизнес показатели KPI.
Для построения единой системы KPI организуют общее интеграционное взаимодействие между всеми информационными системами компании, либо внедряют специализированное программное обеспечение.
При этом нужно отметить, что информационных систем в компании обычно много, а осуществление и настройка между ними сквозных интеграционных информационных потоков – одна из важных, но и самых дорогостоящих задач.
Наиболее экономичным вариантом является внедрение дополнительного специализированного программного обеспечения с минимальной настройкой необходимого интеграционного взаимодействия.
В качестве примера рассмотрим специализированное программное обеспечение «ELMA KPI», что дает и зачем нужно.
Обзор системы ELMA KPI
Система предназначена для улучшения эффективности компании за счет внедрения системы KPI и мониторинга реализации поставленных целей и задач.
Система поддерживает классический подход к разработке системы KPI по Нортону и Каплану:
Для каждого показателя определяется ответственный, шкала, значение по умолчанию, методы сбора и анализа значений, необходимость согласования, утверждения и контроля результатов работы, учет трудозатрат.
Преимущества использования KPI системы:
-
Использование единой системы управления
-
Комплексное формирование целей и задач для всей компании с привязкой к показателям эффективности их реализации
-
Организация обратной связи по каждой задачи и каждому показателю
-
Наглядное представление статуса выполнения стратегических целей и задач с возможность детализации до уровня конкретного сотрудника
-
Использование готовых управленческих показателей, отчетов и диаграмм
Функциональные возможности ELMA KPI:
Общая концепция по работе в системе ELMA KPI выглядит следующим образом:
Рассмотрим возможности системы ELMA KPI:
-
Управление стратегическими целями компании
-
Управление мероприятиями
-
Формирование SMART задач
-
Управление показателями KPI
-
Управление матрицами эффективности
-
Управление оперативными задачами
-
Управление коммуникациями между сотрудниками – Коммуникатор
-
Управления работой с Клиентами
-
Календарь событий
-
Оценка
-
Мониторинг и отчетность
Потенциальные источники данных для расчета показателей KPI: базы данных, OLAP, CRM и BPM системы, различные конфигурации 1С: Предприятия, специализированные запросы с дополнительной бизнес логикой, email, результаты запускаемых и выполняемых задач, ввод вручную.
Управление стратегическими целями компании
Система позволяет управлять стратегическими целями в различных представлениях: табличном и графическом, что удобно для использования в различных управленческих отчетах.
Система позволяет осуществлять построение и мониторинг стратегических карт достижения целей. Цветовая индикация отображает статус выполнения цели:
Управление мероприятиями
Система позволяет отслеживать сроки, стоимость и статус планируемых мероприятий для достижения поставленных целей. По каждому мероприятия можно назначить SMART задачу.
Формирование SMART задач
Система позволяет формировать SMART задачи с привязкой к стратегическим целям и мероприятиям. Система поддерживает Work Flow по работе с задачами, по каждой задаче можно назначить Исполнителя, Согласующего и Контролирующего.
Управление показателями KPI
Система ELMA KPI содержит ряд встроенных KPI показателей:
Также Система позволяет формировать показатели в разрезе организационной структуры (с учетом замещений и отсутствия сотрудника), настраивать логику формирования показателей с учетом стратегических целей и задач компании, отслеживать динамику изменений и зависимость с другими показателями.
По каждому показателю предоставляется возможность добавления комментариев и уточнений по показателю.
Предоставляется возможность комплексно просматривать эффективность сотрудников:
Управление матрицами эффективности
Система позволяет создавать и использовать шаблоны матрицы эффективности с возможностью назначения комплекса показателей и SMART задач на группу сотрудников.
Управление оперативными задачами
Система позволяет назначать задачи, как по бизнес-процессам, так и по конкретным документам, как на конкретного исполнителя, так и на группу исполнителей.
Поддерживается WorkFlow по работе с задачами (возможность согласования/утверждения, назначения, исполнения и контроля исполнения задач).
Система автоматически считает выполненные и просроченные задачи.
Управление коммуникациями между сотрудниками
В качестве Коммуникатора между сотрудниками в системе используется Лента сообщений.
Управления работой с Клиентами
Система поддерживает часть функций CRM. Позволяет планировать коммуникации с Клиентами, осуществлять учет потенциальных контактов и Клиентов.
Оценка
Система поддерживает возможности по оценке деятельности сотрудников по KPI показателям.
Мониторинг и отчетность
Система поддерживает различные встроенные средства мониторинга, контроля и отчетности.
Панели управления по функционалу немного напоминают OLAP системы с их возможностью просмотра сводных отчетов и дальнейшей детализации при навигации на конкретные элементы графика.
Календарь событий
Календарь событий позволяет планировать встречи, мероприятия, корпоративные события с указанием участников событий, даты, времени и места.
———–
Обзор подготовлен по результатам исследования демо-версии системы ELMA KPI
loading...
2 комментария к статье “Контроль ключевых показателей. Система ELMA KPI”