Главная » Аналитика » ITIL. Термины и общее назначение. Часть 1
Дек
01

Сегодня поговорим про ITIL, базовые понятия и что полезного там можно найти.


 

Целевой потребитель

 

Для кого будет полезна ITIL:

 

  • Руководитель IT департамента/отдела

 

  • Любой IT специалист (для общей IT грамотности)

 

  • Сотрудники, ответственные за реализацию стратегии развития компании

 

  • Сотрудники, отвечающие за формирование организационной структуры


Базовые определения

 

ITIL (Information Technology Infrastructure Library ) – это Библиотека, а именно набор книг – 5-7 томов с описанием оптимизированных процессов  различных IT сервисов, так называемый best practice, сформированный по результатам обследования государственных, коммерческих, общественных организаций.

 

anglo_russkij1

Казалось бы, раз описан best practice, то значит есть описанные полностью процессы – бери, да и внедряй!

Но все не совсем так.

 

ITIL – это больше шпоргалка-помощник, которая подскажет направление и основные пункты при описании собственных процессов.

 

Адаптированный перевод ITIL – это библиотека по организации инфраструктуры IT подразделений, или организации работы подразделений по информационным технологиям.

 

Разработали библиотеку ITIL еще в 80х годах по заказу британского правительства. С тех пор книги развивались, дополнялись и переиздавались.

 

И по сей день данное направление активно развивается и дополняется. На основе библиотеки ITIL даже был создан международный стандарт ISO 20000.

ITIL, ISO, CobiT

Есть схожий с ITIL пакет открытых документов, международных и национальных стандартов по управлению IT – CobiT (Control Objectives for Information and Related Technologies). Детально на нем останавливаться не будем.

 

Еще есть такое понятие как IT Service Management (ITSM) –управление IT сервисами, здесь описываются подходы управления и организации IT услуг.

 

Понятия ITIL и ITSM часто объединяют, хотя на самом деле, ITSM это подход к управлению, а ITIL это библиотека, которая в том числе отражает и подход ITSM. Видимо поэтому эти понятия иногда объединяют.

ITIL, ITSM

ITSM нацелено на оптимальное сочетание людей, процессов, информационных технологий. Основной акцент идет не на процессах и технологиях, а на удовлетворенности потребителей сервисов, на удовлетворенности клиентов.

 

Потребителями могут быть как сотрудники самой организации, так и внешние клиенты, в случае если компания предоставляет услуги на аутсорс.


 

Из чего состоит ITIL?

 

Библиотека ITIL переиздавалась несколько раз, при этом ее структура кардинально менялась, в качестве примера можем сравнить 2ю и 3ю редакции, которые содержат разные количества томов и имеют разные структуры, например:

 

Версии ITIL

 


Связанные статьи

ITIL. Основной подход и процессы ITSM. Часть 2

ITIL. Проекты и перспективы развития. Часть 3

GD Star Rating
loading...

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

,

Один комментарий к статье “ITIL. Термины и общее назначение. Часть 1”

Добавить ответ