В статье поговорим о практике использования ITIL, типовых проблемах и решениях
Практика ITIL в России
Типовые проблемы при внедрении ITIL в России:
- Отсутствует поддержка руководства
- Отсутствует желание и возможности что-либо менять в работе компании
- Руководство не готово развивать методики подчиненных подразделений
По большей части все эти проблемы связаны в основном когда руководители не задумываются о стратегии компании, о том куда двигаться и чего они хотят добиться в перспективе.
Для России, к сожалению, это распространенная ситуация. Поэтому ITIL так популярен на западе, а у нас ITIL полноценно внедряют в основном продвинутые, а также западные компании.
Тем не менее тема ITIL давно уже популярна в среде информационных технологий (IT) и в России. Любой сознательный IT специалист знаком с основными принципами, и компании так или иначе используют принципы работы ITIL, даже, порой не догадываясь об этом =)
По теме ITIL вы можете найти:
- Библиотеку ITIL и публикации
- Обучающие курсы
- Сертификация
- Автоматизированные системы
- Консалтинговые компании, помогающие адаптировать ITIL в вашей компании
Библиотека ITIL
Про саму библиотеку мы немного поговорили.
см. ITIL. Термины и общее назначение. Часть 1
ITIL. Основной подход и процессы ITSM. Часть 2
Обучающие курсы
Обучающих курсов тоже на эту тему много. По ITIL есть специально аккредитованные курсы, список аккредитованных учреждений приведен на ITSM форуме http://www.itsmforum.ru/reference/register_uchebnyh_centrov
По курсам лично не взаимодействовала, рекомендации дать, к сожалению, не могу.
Сертификация ITIL
Любой проект ITIL – это уникальный продукт под конкретную компанию с учетом ее специфики и особенностей. Поэтому сами организации и компании не сертифицируются.
Сертификационный экзамен на знание основных положений, принципов и требований ITIL может пройти любой IT специалист.
Список аккредитованных центров см. на официальном сайте https://www.axelos.com/
Автоматизированные системы
Среди автоматизированных систем большое количество готовых информационных систем, поддерживающих методологию ITSM, например:
- HP Service Manager
- BMC Remedy
- Naumen Service Desk
- Altiris server management suite (компании Symantec)
- OMNITRACKER
- MS SCSM
- ITILIUM
- ITSM Infra Manager
- и много других.
Внедрение ITIL компаниями
Даже если вы внедряете ITIL самостоятельно, рекомендуется привлекать внешнего консультанта, как дополнительный ресурс, который подскажет типовые ошибки, которые можно избежать, и поможет адаптировать процессы с учетом принципов ITIL и российских реалий.
Причины
Причины, почему стоит задуматься о внедрении ITIL:
- Часто возникающие ошибки в работе IT специалистов
- Большое количество запросов/инцидентов пользователей при поддержке системы
- Перегрузка IT специалистов
- Неразбериха в деятельности IT подразделения
Бизнес выгоды
Среди преимущества применения ITIL можно выделить:
- повышение качества IT услуг/сервисов с учетом имеющихся ограничений ресурсов
- ускорение работы по обработке IT запросов
- четкое понимание и выстраивание IT инфраструктуры
- построение орг. структуры компании с учетом best practice организации IT сервисов
- переориентация IT не только на обслуживание, но и на решение бизнес задач компании
- регламентация деятельности IT подразделения
- наличие измеримых показателей деятельности IT подразделений
ITIL содержит рекомендации и описание процессов:
- Поддержки IT услуг
- Предоставления IT услуг
- Управление IT инфраструктурой
- Управление приложениями
- Планирование внедрения сервис менеджмента
- Бизнес перспектива, поддержка стратегии компании
- Управление безопасностью
Этапы внедрения ITIL
Типовые этапы внедрения принципов ITIL в компании:
- Изучение основных принципов ITIL. Здесь можно как изучить библиотеку самостоятельно, так и пройти обучающие курсы, так и пригласить ITIL консультанта
- Сформулировать цели и задачи, для каких целей все это делается
- Описать фактическую IT инфраструктуру компании (AS IS)
- Проанализировать текущую инфраструктуру, выявить текущие проблемы и задачи
- Проанализировать соответствие и применить ITSM принципы, сформировать концепцию и пошаговый план перехода (TO BE)
- Разработка и применение новых стандартов и процедур
- Постоянное совершенствование процедур
Внедрение принципов ITSM необходимо осуществлять последовательно и поэтапно.
Грабли
Что здесь еще хотелось бы отметить, так это типовые заблуждения, не оправданные надежды и «грабли» ITIL. Заранее подготовьтесь что:
- В ITIL нет готовой инструкции. Нужно адаптировать под свою компанию
- Знание и использование основных принципов ITIL полезно для компании любого размера (без фанатизма)
- Полномасштабное внедрение ITIL как проекта – не гарантирует его успешность. Ключевой момент – не ошибиться в расчетах соотношения цена-качество-ресурсы
- ITIL не гарантирует вам увеличение чистой прибыли, это больше страховка от рисков и улучшение качества работы
- Разовое применение ITIL не работает. Это принципы работы, которые рекомендуется использовать и постоянно совершенствовать
- Внедрение ITIL и изменение оргструктуры и порядка работы компании – неразрывно связаны
- ITIL затрагивает не только IT, но и работу других подразделений
Компании, проекты, сроки, бюджеты
Еще несколько интересных фактов:
- Организация методологии ITIL может быть полезна в компаниях с количество сотрудников от 20 человек IT специалистов.
- Средний срок реализации и организации методологии ITIL как самостоятельного проекта в компаниях от 6 месяц до 3 лет.
- Средний бюджет от 20 тыс. рублей для кусочных автоматизаций и от 100 тыс. долларов при организации полноценной методологии ITIL.
Компаний, занимающихся поддержкой и внедрением ITIL много. К некоторым компаниям я обращалась лично за консультацией по этому вопросу при подготовке данной статьи. В подготовке этой статьи мне помогли:
Связанные статьи
ITIL. Термины и общее назначение. Часть 1
ITIL. Основной подход и процессы ITSM. Часть 2
loading...
Нет комментариев к статье “ITIL. Проекты и перспективы развития. Часть 3”