Типы личности и стили мышления
Рассмотрим результаты исследования 62 системных и бизнес аналитиков
Рейтинг доминирующих стилей мышления по результатам исследования 62 системных и бизнес аналитиков:
- Аналитический стиль
- Инноваторское (креативное) мышление
- Реалистический стиль
- Идеалистический стиль
- Адаптивный стиль мышления
- Адапторы/инноваторы
- Синтетический стиль
- Прагматический стиль
Рейтинг доминирующий типов личности (акцентуаций) по результатам исследования 62 системных и бизнес аналитиков:
- Гипертимный тип
- Эмотивный тип
- Застревающий тип
- Демонстративный тип
- Циклотимный тип
- Экзальтированный тип
- Возбудимый тип
- Тревожно-боязливый тип
- Педантичный тип
- Дистимный тип
Исследование взаимосвязей
Для изучения взаимосвязи использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена, взаимосвязь считается выявленной в случае, если различия показателей статистически значимы и умеренной тесноте связей.
Была проверена гипотеза о взаимосвязи между моделями мышления и индивидуально-типологическими свойствами личности.
В результате исследования были выявлены следующие взаимосвязи:
- Увеличение креативного мышления приводит к проявлению демонстративного типа личности, и наоборот
- Увеличение креативного мышления приводит к проявлению гипертимного типа личности, и наоборот
- Увеличение аналитического стиля мышления приводит к уменьшению проявления экзальтированного типа и наоборот
- Увеличение реалистического стиля мышления приводит к проявлению экзальтированного типа личности, и наоборот
По результатам исследования видно, что развитие креативного мышления положительно влияет на развитие доминирующих для аналитиков таких видов мышления как аналитическое и реалистическое.
Также выявлена обратная зависимость, связанная с экзальтированным типом личности.
Напомню, что экзальтированный тип характеризуется быстрой сменой настроения в зависимости от ситуации, впечатлительностью, бурной реакцией на события, часто находятся в возбужденном состоянии.
Выявлено, что развивая аналитическое мышление, можно уменьшить степень проявления экзальтированного типа личности, как следствие, можно уменьшить проявление всех выше упомянутых проявлений, которые, в свою очередь, могут мешать выполнению должностных обязанностей аналитика.
Для улучшения организации обучения при планировании обучающих мероприятий необходимо учитывать доминирующие типы личности и предусматривать:
- При организации обучения и развитии компетенций необходимо уделить особое внимание развитию креативного, аналитического и реалистического мышления, при развитии данных видов мышления также усиливаются индивидуально-типологические свойства личности, необходимые системных и бизнес аналитикам в сфере информационных технологий для выполнения своих основных должностных обязанностей
- Подключение участников мероприятий в активности, предусматривать практические занятия так, чтобы каждый участник мог проявить себя, быть услышанным, проявить свою экспертизу (для демонстративного и застревающего типов)
- Предоставлять возможность презентовать результаты выполнения упражнений (свои или группы) на аудиторию, чтобы участники с доминирующими типами (демонстративного типа) имели возможность находится в центре внимания
- На промежуточных этапах программы обучения предоставлять участникам возможность давать обратную связь, делиться эмоциями, переживаниями, благодарить других участников за помощь и поддержку (для эмотивного и застревающего типа)
- При проработке обучающих материалов необходимо включать примеры для проработки, методы исследования с использованием современных тенденций в сфере IT. Необходимо наличие элемента новизны, при этом с возможностью участникам попробовать на себе и самостоятельно проверить новые механики в действии.
Связанные статьи:
Часть 1.Вводная по исследованию
Часть 2. Исследование стилей мышления
Часть 3. Черты личности аналитиков
loading...